У меня оборвалась еще одна ниточка с малой Родиной – прошло 40 дней, как не стало моего Учителя, Советчика, Единомышленника – Рифат абый Ибрагимова.
В последние годы мы долго беседовали с ним на различные темы, обсуждали возникающие проблемы, но, к сожалению, в последние месяцы он тяжело болел. Несмотря ни на что, он всегда находил время пообщаться со мной по телефону.
В наших беседах я не чувствовал, что он болен, так как его голос был такой же твердый и жизнерадостный, как и раньше. Он меня звал «Мансур дус».
Я знал Рифата абый с 1960 года, когда он после окончания с красным дипломом Казанского государственного университета приехал в наше село с молодой женой Клара апа.
Они сняли дом около мечети на нашей улице Сельского совета (ныне Советская) у ветерана-орденоносца Великой Отечественной войны Халила абый Аллямова, который уехал с женой Зухра апа на заработки в город Свердловск.
Рифат абый назначили директором школы, а его жена стала учителем. Я с первых дней был принят в их дом, в их семью. У Рифат абый был младший брат Рамиль (жаннятта урыны булсын), с которым я быстро подружился.
Мне не только он сам, но и его имя понравилось.
Поэтому, спустя много лет, своему сыну, первенцу, я дал имя Рамиль.
В то время я учился в 6 классе Красногорской семилетней школы, с Ибрагимовыми встречался и в школе.
Он руководил фотокружком, учил нас фотомастерству.
Знание фотодела мне очень пригодилось в жизни, когда после окончания Петряксинской средней школы стал работать в Пильнинской районной газете «Сельская трибуна» фотокорреспондентом и литсотрудником. За это я ему очень благодарен.
У Рифат абый был мотоцикл. Когда они уходили на работу, мы с Рамилем выгоняли его в переулок рядом с домом и катались на нем.
Рифат абый не ругал нас за наши проступки, но старался объяснить, что мотоцикл – источник повышенной опасности, запрещал кататься, несмотря на это мы продолжали ездить, правда, реже. Он был Учителем с большой буквы.
После окончания семи классов я 4 года ходил пешком в Петряксинскую школу, часто под дождем, в мороз. Весь мокрый стоял за партой, таким образом я сушил одежду.
У нас не было никаких плащей, тем более зонтов. В то время в полях водились волки и мы на всякий случай брали с собой бумагу и спички, чтобы отпугивать их. Трудное было время…
Все соседи дружили с семьей Ибрагимовых, были добрые отношения с этими гостеприимными людьми, которые часто приглашали в гости. И сейчас бывшие соседи с теплотой вспоминают, расспрашивая меня о них.
Прошли многие годы, они уехали в районный центр, в село Уразовка. Рифат абый стал вторым секретарем райкома партии по идеологии. Он был прекрасным, грамотным оратором, мог часами говорить без всяких записей, профессионалом своего дела. Ненадолго связь между нами прервалась.
Однако через близких людей и знакомых я был в курсе их жизни и удивительной судьбы.
Со временем Ибрагимовы переехали в город Сергач.
Позднее после организации им газеты «Туган як» у меня с Рифат абый завязалась крепкая дружба. Он стал первым редактором и вдохновителем всех идей этого печатного издания, много полезного сделал на своей должности.
Со временем я тоже начал печататься, общаться, встречаться с ним уже в качестве редактора газеты.
Он всегда был открыт для общения.
Когда я приезжал в отпуск в свой родной Сафажай, первым делом заезжал к нему домой на теплую встречу. Мы часами сидели с Рифат абый, беседовали, обменивались мнениями. В это время Клара апа, как всегда, суетилась на кухне и через короткое время был накрыт стол. Хозяйка несла горячие вкусные пельмени и беляши. У Клара апы золотые руки, она вкусно готовит любые блюда. Часто она присаживалась к нам, они друг друга понимали с полуслова, любили и уважали друг друга, были единым целым.
Иногда Рифат абый высказывал свои обиды, когда его не приглашали на некоторые общественные мероприятия. Ведь старшему поколению хочется, конечно, чтобы с ними чаще советовались, т.к. у них имеется большой жизненный опыт и есть что предложить национальному общественному движению.
Я беседовал перед самой смертью с Рифат абый, договорились встретиться в очередной раз в июле месяце, когда я приеду на свою малую Родину. К сожалению, этому не суждено уже сбыться.
Я не приехал на похороны, хотел, чтобы Рифат абый остался в моей памяти живым другом, таким, каким я и сейчас представляю его за столом в их уютной квартире.
Для меня оборвалась еще одна ниточка с родным краем. Рифат абый в моей душе остался Учителем, Другом, Единомышленником и просто близким человеком!
09.06.2017
Мансур Хакимов.
Москва-Сафажай.
Татарские сёла Нижегородской области (список)
В начало → «Туган як»(«Родной край»)электронная версия